Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

КУРЪ: [ДОПОЛНЕНИЕ]

224

Куръ(см. вып. 3, с. 37—38)

Ср.Баскаков(Тюркизмы — социальная терминология,с. 230): «...словокуръможет рассматриваться как заимствование из половецкого со значением ‘земляные валы, дворы, ограды’, т. е. со значением, близким к современному русскому слову курень...возможно также, что словокуръ, встречающееся в „Слове“, генетически связано с тюркской глагольной основой qurmaq ‘строить, поставить’...; ср. тат. qur — ‘строить, сооружать, воздвигать’ || ‘строительство, сооружение, постройка’ (Татарско-русский словарь. М., 1966, с. 283, —примеч. Н. А. Баскакова), отглагольное имя от которой quruw ‘строение, постройка’ могло быть заимствовано в рус. яз. в формекура...В „Слове“...куравстречается в род. пад. мн. ч. с предлогом ‘до’ — докуръ, то есть форма, закономерная от основыкура....более

225

вероятным представляется перевод:...’из Киева дорыскивал до куреней (~до стен~до построек~до оград) Тьмутороканя’».В. А. Захаров(Что означает «...до куръ Тмутороканя» в «Сл. о п. Иг.»? — ТОДРЛ,т. XXXI. Л.,1976,с. 290): «Ряд исследователей объясняет выражениедо куръне в смысле определенного географического наименования, а в значении жилого места, поселения. И. Снегирев (1838 г.) словокур„сближал со словом курень, что значит селение“ (Е. В.Барсов. Слово о полку Игореве....с. 417, —примеч. В. А. Захарова)».С. 295: «Словокурвстречается в тюркских языках в значении ‘поселение’, ‘населенное место’, ‘город’ и т. п....В связи с этим мы считаем, что словокуръупотреблено в „Слове о полку Игореве“ для исторического уточнения, что Всеслав был именно в городе Тмуторокани, а словосочетаниедо куръследует рассматривать как множественное число в винительном падеже от словакура‘строение’».А. Л. Никитин,Г. Ю. Филипповский(Хтонические мотивы в легенде о Всеславе Полоцком. — В кн.:«Сл. о п. Иг.».Пам-ки литературы и искусства XI—XVII веков. М., 1978, с. 144—145): «...„отреченные“ сочинения, обращавшиеся на Руси уже в домонгольское время, сохранили следы и пересказы древнейших мифов Переднего и Ближнего Востока, восходящих от цивилизаций Анатолии и Двуречья к последователям Зороастра, а от них — через армян — к богомилам (Н. С.Державин. История Болгарии, т. II. М. — Л., 1946, с. 39—49, —примеч. А. Л. Никитина и Г. Ю. Филипповского). Одним из таких отражений древнейшего солнечного мифа оказывается „Сказание о великом Куре“, входящее составной частью в малоисследованное „Сказание о всей твари“ и более известное под названием „Слово о Троице о сотворении небеси и земли“. Оно упоминается в Соловецких индексах „отреченных“ книг, опубликовано в свое время Н. С. Тихонравовым по списку из Сборника № 774 1531 г. (Н. С.Тихонравов. Указ. соч. [Памятники отреченной русской литературы], т. II, с. 349—350, —примеч. А. Л. Никитина и Г. Ю. Филипповского) и содержится в Сборнике XVI в. собрания Исторического музея (ГИМ, Синод. собр., № 556, л. 134—139, —примеч. А. Л. Никитина и Г. Ю. Филипповского)...Предстающий в этом тексте „Куръ“...отвечает именно тем признакам, которые были намечены выше при анализе текста о Всеславе и Хорсе: он находится у вод мирового океана (т. е. в подземном мире), куда спускается вечером солнце, и „регламентирует“ путь дневного светила в ночи, будучи связан с солнцем и ночью прямой зависимостью....Именно так — до Куръ, ad ultima Thule — до крайних пределов существующего мира, „до последнего моря“ добирается князь-оборотень Всеслав, опережая в своем беге ночное солнце».С. 147,примеч. 37: «...стоит подчеркнуть, что через сто с лишним лет после Бояна первоначальный (мифологический) смысл указания „до куръ“ мог исчезнуть с остатками язычества, а само выражение стало восприниматься как указание на время суток («до рассвета») или как вошедший в русский язык тюркизм («до стен», «до города»)...».

См. также:Баскаков. Еще о тюркизмах«Сл. о п. Иг.»,с. 62.